Все мы помним эти правила со школьных времен. В школе нам рассказывали, что на самом деле Пушкин предназначал это стихотворение для Анны Хан. Но это еще не все. Анна Петровна Хан не была, по выражению пушкинистов, «гением чистой красоты», но она была известна как очень «свободная» деятельная женщина. Она украла знаменитое стихотворение Пушкина и практически вырвала его из его рук. О ком тогда писал Пушкин, кого он называл «гением незамутненной красоты»?


Сегодня известно, что текст «гений чистой красоты» был приписан русскому поэту Василию Жуковскому, который увидел картину Рафаэля Санди «Сикстинская мадонна» в Дрезденской картинной галерее в 1821 году.
Вот как Юковский выразил свои чувства. Время, которое я провел в присутствии этой Мадонны, было одним из самых удачных в моей жизни… Вокруг меня все было тихо. Сначала, без особых усилий, он вошел один. Затем с ней началось, понятное переживание того, что душа действительно расширяется, в ней возникло чувство вдохновляющего величия, которое не описать словами, и где она могла быть только в лучшие моменты своей жизни. Гений безупречной красоты был с ней».
Вид Мадонны Систины был написан Рафаэлем в 1512-1513 годах по заказу папы Юлия II для алтаря церкви Непорочного зачатия в Пьяченце, где хранятся мощи Непорочного зачатия и Варвары Непорочной. Икона.
На иконе Папа Сикст II, один из непорочных, умерший мучительной смертью в 258 году нашей эры, просит Марию заступиться за всех, кто молится ей перед алтарем. Поза белоснежной Варвары, ее характер и опущенные глаза свидетельствуют о смирении и благочестии.
Согласно древней легенде, отцу Юлию II было видение Богоматери с младенцем. Через Рафаэля она была преобразована в явление Девы Марии народу. Главный вопрос: считается ли эта работа картиной? Или это икона? Рафаэль жаждал превратить человека в Бога, а землю — в вечность.
Рафаэль написал «Сикстинскую мадонну», когда сам переживал большие невзгоды. И в результате он вложил все свои печали в божественную личность своей Мадонны. Он создал самый замечательный тип Божественной Матери. Он соединил в себе высочайший религиозный идеализм с чертами человечности. Тип женщины с ребенком, запечатленный Рафаэлем, навсегда запечатлен в картинах как любящий, девственный и чисто белый.
Однако в действительности женщина, изображенная как Мадонна, не была ангелом на заднем плане. Более того, она была одной из самых развратных женщин своего времени. Если священники знали, что Рафаэль действительно написал свою хозяйку, Мадонну, то вряд ли это можно было скрыть за алтарным образом монастыря Непорочного Зачатия, который был заказан дизайнером.
Этот вид не является простой выдумкой художника или фантазией. Каждая мелочь содержит особые смыслы и обстоятельства, которые не так давно были абсолютно точно изучены и усвоены. Например, не так давно ученые провели дополнительное исследование и поняли, что Рафаэль зашифровал первые буквы своего имени на главных фигурах изображения — Деве Марии и маленьком Иисусе.
Почти все мастера во времена художника и после него делали то же самое. Но помимо этого, в деталях скрыты интригующие обстоятельства. По мнению знаменитого исследователя живописи, девять основных символов образуют шестиугольник, и эти детали представляют особый интерес.
Художник был гностиком — последователем религиозных движений поздней античности, которые опирались на разрушенное Манито, восточную мифологию и некоторые ранние христианские учения.
Из всех магических чисел гностики больше всего почитали VI (согласно их учению, Господь создал Иисуса на шестой день), и Сикст I переводится как «шестой». Рафаэль решил собрать это совпадение. По мнению итальянского искусствоведа МаттеоФицци, в композиции вида зашифровано шесть. Он украшен шестью фигурами, образующими шестиугольник.
1. МАДОННА
Некоторые ученые считают, что Рафаэль изобразил знаменитый тип девственницы своей любовницы Маргериты Лути. Правда это или нет, сейчас сказать нелегко, но почти все художники изображали на холсте женские лица. Они были собственными моделями семьи, всегда были под рукой и даже вдохновляли мастеров. По словам российского искусствоведа Сергея Стама, «В глазах Сикстинской Мадонны есть конкретная открытость и доверие, страстная преданность и нежность, наряду с вниманием и страхом перед человеческим грехом, гневом и кошмарами, тревогой и в то же время готовностью совершить героический поступок». Совершение (предание смерти потомства).
2. МЛАДЕНЕЦ ХРИСТОС
Трудно сказать, был ли моделью божественного отпрыска реальный ребенок, но при ближайшем рассмотрении видно, что его видение достаточно зрелое. В глазах ребенка Рафаэль изображает его сознание. Этот возраст, его собственная судьба и его роль по отношению ко всему населению Земли. Согласно тексту Штамма, «лоб его не по-детски высок, а глаза не по-детски серьезны. Но в их глазах мы не видим ни наставления, ни прощения, ни утешения примирения… Его глаза выглядят озадаченными, жаждущими, напряженными. И перед ними вселенная, и вместе с ней во взгляде Христа читается решимость идти по стопам Бога-Основателя, решимость принести себя в жертву ради спасения народов земли.


3. СИКСТ II
О Папе Римском известно мало. Он недолго оставался на Святом Престоле с 257 по 258 год, когда при императоре Валериане его казнили, ампутировав голову. Сикст Непорочный был благодетелем итальянской папской семьи Ровере («дуб» по-итальянски). В результате его желтый халат пронизан желудями и дубовыми листьями.
4. РУКИ СИКСТА
Рафаэль изобразил сурово белого Папу с правой рукой, указывающей на крест трона (напомним, что «Сикстинская Мадонна» висела за алтарем, то есть за алтарным крестом). Интересно отметить, что дизайнер нарисовал шесть пальцев (шесть пальцев, закодированных в фотографии) на руке Божественного Магистериума.
Однако другие ученые отвергают эту точку зрения: то, что считается шестым пальцем, является частью ладони. Глядя на репродукцию с низким разрешением, можно сформировать эмоциональный отклик. Вздернутая рука первосвященника прижимается к груди в знак верности Деве Марии.
5. ПАПСКАЯ ТИАРА
Диадема снимается с головы Папы в знак почтения к Мадонне. Диадема состоит из трех корон, символизирующих Основательницу, Потомков и Королевство Непорочного Зачатия. Он увенчан желудем — эмблемой семьи Ровере.
6. СВЯТАЯ ВАРВАРА
Святая Варвара была патриоткой Пьяченцы. Этот святой третьего века обратился в веру Иисуса от отцов-язычников. Основатель пытал и обезглавил дочь предателя.
7. ОБЛАКА
Некоторые считают, что Рафаэль изобразил облако в виде поющего ангела. На самом деле, согласно гностическим учениям, это не ангелы, а нерожденные души на небесах, восхваляющие Всевышнего.
8. АНГЕЛЫ
Два ангела в нижней части картины вглядываются вдаль. Их видимое безразличие свидетельствует о том, что они принимают неизбежность божественного провидения. Христу суждено пересечь границу, и Его судьба не может быть изменена.
9. РАСКРЫТЫЙ ЗАНАВЕС
Занавески символизируют начало рая. Зеленоватый цвет указывает на милосердие Бога-основателя, который позволил потомкам погибнуть ради просвещения народа.
Мадонна была завершена в 1513 году и находилась в монастыре Сикста Непорочного до 1754 года, когда саксонский курфюрст Август III приобрел ее за 20 000 цекинов (около 70 кг золота).
До начала Второй мировой войны «Сикстинская мадонна» оставалась в галерее в Дрездене.
Но в 1943 году нацисты захватили картину в окопах, где, после бесконечных поисков, ее заприметили русские солдаты. Работы Рафаэля, например, попали в Советский Союз.
В 1955 году «Сикстинская мадонна» была возвращена немецким властям вместе с почти всеми другими картинами, привезенными из Германии, и сейчас находится в Дрезденской галерее.
ХУДОЖНИК Рафаэль Санти
1483 — Родился в семье художников в Урбино. 1500 — Начинает заниматься в художественной студии Пьетро Перуджино. Подписал свой первый контракт — на создание алтарного образа «Коронация Святого Николая из Трентино». 1504-1508 — Жил во Флоренции и познакомился с Леонардо да Винчи и Микеланджело. Создал свои первые Мадонны — «Мадонна Грандука» и «Мадонна с лиспером». 1508-1514 — работал над росписью стен папского замка (включая фрески «Афинская школа» и «Изгнание апостола Петра») и написал портрет папы Юлия II. Он занял должность составителя папских декретов. 1512-1514 — Написал «Сикстинскую мадонну» и «Мадонну ди Фолиньо». 1515 — Назначен главным хранителем археологии в Ватикане. Картина «Мадонна, сидящая на стуле». 1520 — Умер в Риме.

