Во многих случаях воспитателям не нужно задумываться о проблемах формирования речи ребенка, если только нет незначительных ошибок в произношении (например, ребенок заикается или не говорит решительно). Однако в течение всего периода (до 1 года, и 1, 2, 3 …) .


Развитие речи — это, конечно, не работа отдельных прерванных звуков или расширение словарного запаса, как принято считать. Написание речи зависит от работы многих областей мозга. В результате развитие мелкой моторики, совершенствование сенсорных навыков, развитие артикуляции, дыхания и словарного запаса должно осуществляться во всех направлениях.
Я много раз писала об играх, которые способствуют развитию речи в течение года или двух. В этой заметке я хочу собрать все это вместе и включить ряд упражнений, которые необходимы для артикуляции и дыхательной гимнастики.
Итак, игры и упражнения для формирования речи:.
1. Пальчиковые и жестовые игры
Ученые обнаружили, что в мозге нейронные центры, участвующие в движениях пальцев и рук, расположены очень близко к областям мозга, участвующим в развитии языка. Поэтому очень важно способствовать интенсивному функционированию пальцев и кистей рук ребенка. Отличными помощниками в этом деле являются пальчиковые игрушки. Я писал о них много раз. Вот абсолютный список занимательных пальчиковых и жестовых игрушек, отсортированных по возрасту.
В дополнение к веселым стишкам, обучение малышей общим жестам — это еще и весело. Например.
- ‘Сколько тебе лет?’ Когда вас спрашивают, указываете ли вы на указатель «годовалый ребенок»?
- Угрожаете ли вы указателем ‘Aiai’?
- Двигать головой, чтобы сказать «да» или «нет»?
- Склонить голову в знак благодарности?
Как ты?» Когда нас спрашивают, мы показываем большой палец — «В!». («Необыкновенно!»)
- Объясните, как ходит медведь (ноги на ширине плеч друг от друга, ступня к ступне).
- Описывает, как кролик прыгает (руки перед грудью, руки под грудью, прыжки).
- Демонстрирует, как ходит лиса (трясет попой).
- Показывает, как волк щелкает зубами (пасть широко открыта, зубы щелкают).
- Показывает, как летает мотылек (машет рукой и бегает по комнате).
- Представьте, что летит самолет (руки в стороны, бежим по комнате).
- Описывает, как ходят утки (мы двигаемся с помощью пальцев).
- Почти в два года мы спрашиваем: «Сколько тебе лет?». мы начинаем узнавать новые ответы на вопрос «Сколько тебе лет?». Мы тренируемся показывать указательный и средний пальцы одновременно — «два года». Эту же форму пальцев можно назвать «зайчиком».
2. Сенсорные игры на развитие мелкой моторики
Полный список игрушек для развития мелкой моторики можно найти здесь:.
3. Артикуляционные упражнения
Одним из первых и очень необходимых артикуляционных упражнений, которые может начать выполнять годовалый малыш, является дуновение. Тася научилась пить в возрасте 1 год и 3 месяца, и свечи определенно помогли ей в этом. Как только она привыкла к свечам, она смогла пить и пускать пузыри в трубке. Наконец, о том, как овладеть опытом продувания:.
Подуйте в стакан с водой через соломинку, как при полоскании горла.
Выдуйте мыльный пузырь через соломинку в стакан с водой так, чтобы вода стекала в стакан с водой.
Подуйте на бумажную бабочку с ниткой, чтобы она взлетела.
Подуйте на небольшой лист бумаги, расстеленный на тарелке.
Вот некоторые другие артикуляционные упражнения, которые вы можете практиковать (примерно с 1,5 лет, то, что получится, может быть даже раньше):.
«Прятки». Сначала покажите язык — высуньте его как можно дальше, а затем спрячьте. Повторите несколько раз, например. Смотри.Двигайте языком из стороны в сторону. «Дом». Предположим, что рот ребенка находится дома. Мать тихонько стучит пальцем по щеке: «Тук-тук» — и рот ребенка открывается. Пока! Пока!» Рот закрывается, произнося слова. «Ням». Рот едока открывается и облизывается. Сначала проведите языком по верхней губе, затем по нижней. «Воздушный шар». Надуйте щеки и надуйте их пальцами.
«Забор». Посмотрите на наши зубы («улыбка»), и предположим, что наш язык находится за забором. «Чистить зубы». Снова показывая зубы, кончик языка скользит сначала по верхним, а затем по нижним зубам. Лошадь». Стучит языком, как лошадь.
4. Игра «Кто в домике живет»
На мой взгляд, эта игра идеально подходит для того, чтобы помочь малышам артикулировать обычные звуки. Кроме того, моменты неожиданности повысят внимание малыша. Наконец, заранее положите в сумку или коробку много сюжетных игрушек (животных, кукол и т.д.), с которыми ребенок знаком. Затем они узнают, «кто живет в доме», и некоторые догоняют интригу. Как только ребенок действительно заинтересуется, вы получаете первого персонажа и разговариваете с ним вместе (а позже Малютка сама готовит рассказ). Выясните, на каком этапе развития речи находится ребенок, например, «корова» или «муму». Например, вытаскивайте спрятанные игрушки по одной.
5. Стишки, побуждающие к произнесению звуков и слов
Это мой любимый. Нам с Ташей эти стихи показались элементарными, дочка изо всех сил старалась повторить за мной обычный текст. Слова в стихах подобраны таким образом, чтобы побудить ребенка говорить. Если ребенок ничего не повторяет с первого раза, это не значит, что стихи бессмысленны. Иногда стоит вернуться к ним, и ребенок обязательно начнет пытаться говорить обычными аллитерациями и зукопименами.
Как вы ходите на прогулку? Вверх, вверх!
Как вы закрываете дверь? Хлоп!
Кошка на балконе. Прыгай!
Воробей: чик-чирик-чирик-чирик!
Кошка счастливая птица: урчит-урчит!
Воробей вскакивает. Мех!
Продолжает лапать. Штамп, штамп!
А теперь турникеты: хлоп!
Как шелестит трава? Шшш, шшш, шшш!
Что находится в траве? Крысы!
В цветах пчелы: чух-чух!
Ветер в листьях: шу-шу-шу!
Потоки воды: кыш, кыш, кыш, кыш!
Здравствуйте, сегодня июньско-августовский день.
Скот пасется на пастбище: му, му, му.
Пролетел полосатый шмель: ззззз, ззззз, ззззз.
Дул летний ветерок: ф-ф-ф-ф, ф-ф-ф-ф.
Раздался звонок: динь, динь, динь.
Кузнечик стрекотал в траве: тр-р-р, т-т-т-с-с-с.
Ежик бежал: пф-ф-ф-ф.
Птичка пела: тил-л-л, тил-л-л.
И злой жук запел: «Би-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и-и!
В книге «Рифма-болтушки (Озон, Лабиринт, My-Shop)» много похожих стихов, не все в главных ролях, и немного сложнее, чем эти два, но тоже очень познавательные для чтения. Развитие речи. Дети.


6. Дыхательная гимнастика
(примерно с 1,5 лет).
7. Чтение книг
Каждый день во время чтения: «Что это?». и «Кто это?». Лучше применять вопрос «Что это такое? (и уж тем более через год, чтобы ответить вам), вопросы активизируют ребенка в деталях мышления и побуждают его говорить.
Теперь, на самом деле, вы понимаете, что ребенку в этом возрасте все еще нужно объяснять:.
8. Сюжетно-ролевые игры
Ролевая игра — очень благодатная среда для развития речи. Во время игры ребенку, естественно, нужно что-то сказать: сформулировать свои мысли и чувства, назвать действующих лиц и их последствия.
Более подробную информацию о том, как проводить ролевые игры с детьми 1-2 лет, можно найти здесь.
9. Просмотр карточек Домана или другого материала, расширяющего кругозор ребенка
Мне больше нравится методика Дормана — то, как воспитатели следят за результатами и не считают карты — но я не вижу ничего другого. И ее версия, когда воспитатель показывает ребенка без фанатизма, — это действительно убедительная информация. В этом сценарии ребенку нравятся карточки, и он с удовольствием их рассматривает. Он также охотно пересказывает слова песен, которые слышит во время просмотра!
Во время занятий с дочерью я часто обнаруживала, что карточки побуждают ее произносить все новые и новые стихи. Когда ей было около года, Таисия пыталась имитировать или представлять названия картинок, которые она видела (например, когда она видела ежика, она нюхала и указывала на определенный предмет). Немного повзрослев, она начала говорить полными предложениями. В возрасте двух лет, когда пришло время искать фактические предложения, она запомнила их и отпустила нас.
Если вы действительно посмотрите на карту Дормана, вы увидите разброс инертных детей Лексикона, и я думаю, что он включает в себя чат, но он того не стоит.
10. Постоянно разговаривайте с ребенком!
Что бы вы ни делали, все ваше совместное общение с ребенком должно включать разговор о том, что происходит. В то же время, вам не нужно много говорить. Разговор с ребенком должен быть медленным, с запоминающимися интонациями и четким произношением текстов песен. Все объекты, их признаки, свойства и качества (мягкий, шершавый, гладкий, шероховатый, блестящий и т.д.) должны быть названы точным текстом. Это поможет создать питательную речевую среду для ребенка.
Часто предметы ассоциируются с одним приятелем и другим приятелем (у моего прыгуна большие кнопки, у твоего кнопки маленькие, этот дом высокий, этот низкий). Объясните причины и мотивы этих или других видов поведения (мытье рук — выход на обед, надевание пальто — выход на прогулку, музыка — танцы) и подчеркните эффективность этих действий (мытье рук — не загрязнено, одевание ребенка — ему жарко).
Я все еще рекомендую прочитать пост «Развиваем речь за год». Конечно, все советы по общению с детьми до года применимы и к возрасту 1-2 года.
А теперь, под одеялом, вспомните тему довольно полезной книги — «Альбом для развития речи для самых маленьких» (Озон, Мой магазин). Я уже писал об этом здесь.
Я отказываюсь от этого. Я постараюсь провести несколько увлекательных занятий с вашими детьми!
На свежие статьи блога можно подписаться здесь: Instagram, Vkontakte, Facebook, email.

