

Золтан Дьенеш (1916-2014) был известным венгерским математиком, психологом и педагогом. В возрасте 23 лет он уже получил степень доктора философии. ~ Основываясь на своем богатом опыте репетиторства и результатах исследований в области психологии, Золтан Гиенес разработал теорию шести этапов изучения математики и создал эффективные наглядные пособия в следующем формате. Логические блоки и игровые инструменты ~ Бесплатные игры. Ребенку дается задание, и он решает его методом проб и ошибок. Хаотичное перечисление возможностей ~ Правила игры. Невозможность продолжения игры без изучения правил — главный образовательный «трюк». Задание выполняется с помощью пуговиц, бумажных снежинок, кукол и т.д., поэтому ребенку приходится мыслить абстрактно. Блочные картинки Генеша можно использовать для игры с другими предметами. ~ Для визуализации используются таблицы, диаграммы, формы блоков Генеша, игральные карты и т.д. ~ Символика. Экспериментирование с символами приближает ребенка к творчеству. Преподаватели называют это переходом от аксиомы к теореме. Ребенок самостоятельно делает выводы на основе возможных вариантов решения проблемы. ~ Игра на логических блоках, в которой можно пройти все шесть вышеперечисленных этапов. ~ Блоки Генеша — эффективное учебное пособие, удачно сочетающее в себе элементы мейкерства и развивающих игр ~ Игровое пособие представляет собой набор из 48 геометрических фигур разной формы, цвета, размера и толщины. Поэтому каждая фигура характеризуется четырьмя свойствами. Каждая фигурка в наборе отличается от другой ~ Сами фигурки являются основой техники Gyenes. Множество увлекательных развивающих игр доступно для детей разного возраста от 2 до 8 лет. Основная цель блоков — научить ребенка понимать свойства предметов. С их помощью он учится различать, комбинировать и сортировать предметы. ~ С чего начать. ~ Чему вы должны научить двухлетнего ребенка и чему вы должны научить четырех- или шестилетнего? ~ Сначала научите детей определять свойства. ~ Затем сравните объекты на основе найденных свойств. ~ Продолжайте сортировать и обобщать. ~ Преобладают логические операции и символический язык. ~ Как играть (варианты уроков) ~ Теоретически, первый легкий вариант подходит для детей младшего возраста, а последний — для детей постарше. Однако нет необходимости соотносить варианты с возрастом. Мы рекомендуем сосредоточиться на том, что ваш ребенок может и хочет делать. Важно не заставлять их сразу решать задачи «высокого уровня». Играйте в простые игры постепенно, пока вместе не достигнете определенной цели. Например, познакомьте их со свойствами предметов или научите разделять блоки по определенным свойствам. Для детей в возрасте 2-4 лет лучше всего «добиваться звания» чудесным образом. Например, помимо разделения блоков по цвету, они могут собирать «цветы» или «грибы» в разные корзины. Игра «Цепочка», описанная ниже, позволяет не только собирать эту серию блоков, но и строить «мосты» для крыс вдоль реки. ~ В коробках для блоков есть отверстия, соответствующие блокам. Юные математики с удовольствием разместят блоки «дома» в соответствии с отверстиями. Другими словами, игра функционирует как аналог ставки. ~ Положите несколько блоков в пакет «не глядя» и попросите ребенка узнать и взять блоки определенной формы не глядя, т.е. на ощупь.
‘Сортировать по характеристикам. Попросите ребенка сложить все блоки и отделить все круги, затем все синие предметы и т.д. ~ ‘Находить одни и те же вещи’. Покажите блоки и предложите найти блоки одинаковой толщины (цвет, форма , размер). Более сложный вариант этой игры — показать ребенку блоки и попросить его найти такой же блок, но с двумя свойствами (размер и цвет и т.д.). То есть: «Найдите все блоки, подобные этим. Синий и квадратный». ~ Еще один «шаг вперед» — усложнение критериев поиска. Вам предлагается найти все такие блоки, но с двумя одинаковыми свойствами и одним разным свойством. Например, выберите блоки одинаковой формы и цвета. Однако дайте детям несколько заранее отобранных блоков разного размера, один из них должен быть лишним. То есть он должен отличаться в одном отношении от других блоков. скажем, три синих блока и один желтый. если вы представите, что блоки Dynech — это угощения, вы можете попросить детей разделить угощения. Предположим, что кролик ест только морковь (треугольники или красные кубики), а медведь — только мед (прямоугольные «бочки» или желтые кубики). Сделайте стопку из всего набора и попросите ребенка выбрать все угощения, которые подходят зайчику и мишке. ~ Более сложный вариант игры — возьмите четыре игрушки: две из одной пары, но разных размеров. Например, рассмотрим двух зайчиков (один большой и один маленький) и двух медвежат (один большой и один маленький). Поэтому ребенок должен найти все угощения, подходящие для большого медведя, но большие для маленького и маленькие для маленького. То же самое относится и к кроликам. 〜˜ После раздачи фигурок вы можете спросить ребенка: какую фигурку получил большой медведь? Это большой желтый (или большой прямоугольник)? И что же получил кролик? Они могут соревноваться со своими родителями, выбирая блоки с соответствующими атрибутами в соответствии со своей скоростью. То есть, кто быстрее всех соберет больше красных блоков и кто быстрее всех соберет свои цветные блоки. Пример: вы собираете все желтые блоки, ваш ребенок собирает все синие блоки. ~ Более сложный вариант — собрать все блоки одного цвета, за исключением, например, треугольников или тонких блоков. Это означает, что ребенок должен не только выбрать блоки с общими характеристиками, но и исключить некоторые «неподходящие» блоки. ~ ‘Цепочка’ — Постройте цепочку, последовательность (форму) блоков. Попросите ребенка расположить цепочку блоков в соответствии с определенными характеристиками, например, все фигуры одного цвета и размера. Затем все формы одного цвета и разных размеров и т.д. ~ Более сложный вариант — попросите их соединить соседние фигуры в цепочку так, чтобы у них была одна общая характеристика. Например, ребенок сначала кладет желтый круг, но следующая часть должна быть желтым блоком, но не кругом, или кругом, но не желтым (например, синим квадратом). Следующим блоком может быть синий круг или желтый квадрат и т.д. ~ Еще одна вариация игры — построить цепочку. В этой цепочке каждый последующий блок отличается от другого блока по всем четырем свойствам. 〜В случае с решателем головоломок можно представить цепочку с началом (один блок) и концом (совершенно разные блоки). Например, поместите тонкий желтый прямоугольный блок и толстый синий большой круглый блок. Это начало и конец. Ребенок выстраивает цепочку так, чтобы новый блок отличался от предыдущего на одно свойство. Таким образом, второй блок с конца может отличаться от последнего (размещенного) блока только одним свойством.
Теория основана на шести стадиях математического познания
‘Не собственность’. Возьмите блок и попросите ребенка описать его свойства, используя частицу «не». Например, что такое синий треугольный блок? Правильный ответ: не красный, не квадратный, не тонкий. Затем вы можете попросить их найти все похожие «неблоки». Они не все синие или треугольные. Для игры требуются логические блоки и мешки. Ведущий (например, родитель) берет блок и прячет его в мешок так, чтобы ребенок его не видел. Ребенок должен угадать, какая фигурка лежит в мешке, задавая вопросы, на которые ведущий может ответить только «да» или «нет». Таким образом, вопросы типа «Является ли эта фигура желтой?» или «Это прямоугольник?». и т.д. ~Классификация, логические операции ~ Дайте набор блоков Дьенеша, содержащих различные формы, цвета и т.д., и спросите, что в них находится. Что больше — квадраты или синие блоки? Задача ребенка — определить, сосчитать и сравнить все квадраты и синие блоки. Таким образом, ребенок учится сравнивать их в классе. Нарисуйте на бумаге или выложите на полу с помощью нитки два или три (можно начать с двух) непересекающихся пространства (например, круга). Например, попросите ребенка положить красный блок в первый блок и синий блок во второй блок. В то же время объясните, что такое «внутри» и «снаружи», если ребенок еще не знаком с этими понятиями. Расставьте их по местам, например, попросите их разместить все квадратные блоки внутри одного блока, а все треугольные блоки — за пределами этого блока. ~Другая область игры. Нарисуйте (или объясните) две окружности, которые уже пересекаются. Например, возьмем три логических блока разного цвета. Попросите все синие блоки поместить в левый круг. Все квадратные блоки в правильном круге. И все синие квадратные блоки в пределах двух кругов за один раз (т.е. область, где два круга пересекаются). Задача может быть расширена: все несиние и неквадратные блоки (не названные) размещаются за пределами обоих кругов. Это задание представляет собой упражнение по разделению множества на классы. Кстати, это не так просто, как кажется. 〜˜ Если ребенку сначала трудно выполнять это задание в одиночку, можно начать с другой стороны. Разместите блоки только в этой зоне и попросите ребенка назвать блоки внутри первого круга, внутри второго круга, внутри двух кругов одновременно и вне круга. Когда ваш ребенок поймет, о чем вы говорите, вы можете вернуться к предыдущему упражнению. В этой игре должны быть карты с атрибутами и без них. Сделайте пример рисунка. Дом или замок, где каждый элемент отмечен качеством (картой). Пример: основание — два нежелтых прямоугольных блока. Поверх них расположены блоки, которые не являются ни круглыми, ни синими. Затем на нем появляется красная крыша, которая не треугольная, не тонкая и не квадратная. Ребенок должен построить замок в соответствии с вашим рисунком (или словесными инструкциями). Можно устроить соревнование: одновременно подписать друг друга и быстро построить замок. Таким образом, точность выполнения также учитывается при оценке. Конструирование, моделирование, счет, развитие памяти и речи, воображение, умение выполнять логические операции — все это позволяет развивать красивые кубики и треугольники. Если в какой-то момент этого окажется недостаточно, поищите дополнительные материалы, специально разработанные для использования блоков и направленные на развитие индивидуальных навыков детей всех возрастов. ~Diénéché Logical Blocks~ Игровой набор — это набор геометрических фигур. ~Как играть ~Введение в свойства ~’The Blueprint’.


Логические блоки Дьенеша
Знакомство со свойствами

