Трудности, возникающие в жизни человека, могут быть конструктивными и способствовать его развитию, а могут быть деструктивными и причинять боль. Александр Пожаков, профессор психологии факультета социальных наук НИУ ВШЭ, рассказал о созидательном и разрушительном потенциале трудностей, их смысле и моральной нагрузке в докладе, представленном на международной конференции. Высшие школы ~Большая часть психологических исследований посвящена тому, как люди преодолевают трудности. При этом, однако, в стороне остается не менее важный вопрос: смысл трудностей и цели их формирования. С другой стороны, для решения сложных проблем необходимо знать, почему они возникли. Понятно, что «рукотворные» трудности — это трудности, созданные человеком. Это препятствия, создаваемые другими. Такие препятствия можно пресекать и формировать против них «блоки», говорит Александр Пояков в своем докладе «Создание трудностей в контексте заботы о себе и других», представленном на Международной научной конференции «Забота о себе в педагогике, социологии и психологии: история и современность». Высшая школа экономики, Национальный исследовательский университет. Элементарным примером устранения искусственных барьеров является исправление искажений в экзаменационных вопросах. Такие трудности можно устранить. 〜˜ Более сложная ситуация — это трудность для одной группы людей заботиться или защищать другую группу людей. Такие ситуации очень опасны. Например, человек, пытающийся защитить другую жертву нападения, может нанести смертельный удар нападающему. В качестве альтернативы, например, террорист-смертник, который считает, что защищает интересы общества, может в итоге стать жертвой самого себя и многих невинных людей. Однако это самые вопиющие случаи, которые создают трудности для других. Существуют также конструктивные барьеры, которые в конечном итоге приносят пользу людям. 〜˜ Задания, более сложные для учащихся, помогают их развитию (речь идет о достижимых заданиях, которые мотивируют обучение и не снижают самооценку). 〜˜ Тесты для поступающих на языковые курсы или в специальные учебные заведения помогают определить уровень их знаний и, таким образом, разработать оптимальные стратегии обучения. Исследователи называют эти трудности диагностическими. В медицине также используется этот тип сложности. Например, «стресс-тесты». Например, в кардиологии пациенты увеличивают свою физическую активность, используя аэробайк для оценки динамики состояния сердечно-сосудистой системы ~ таким образом, цель вызвать трудности является первичной. От них зависит отношение к трудностям и способы их преодоления. Александр Поддьяков обратил внимание на этот вопрос и представил «анатомию» трудностей (подробнее см. его книгу «Компликология: создание развивающих, диагностических и деструктивных Трудности. см. Москва: Издательский дом ВШЭ, 2014). Специалисты выделяют четыре типа трудностей: ~ деструктивные (1), ~ конструктивные (2), ~ исследовательские или диагностические (3), ~ игровые трудности (4).


Первый тип трудностей предназначен для того, чтобы причинить боль тому, на кого он рассчитан. Второй тип, с другой стороны, фокусируется на развитии «субъекта». Третий тип трудностей помогает людям узнать, как решать различные виды проблем. Четвертый тип ориентирован на интеллектуальные и спортивные состязания, квесты, конкурсы, «Что? Где? Когда?» Они связаны с такими видеоиграми, как. 〜˜ Деструктивные и конструктивные трудности основаны на концепции изменчивой природы субъекта. Однако в случае деструктивных трудностей речь идет о «более легко индуцируемых негативных изменениях — деградации, разрушении», — пояснил Александр Подьяков. В случае конструктивных трудностей речь идет о начале «постепенных осложнений, позитивных изменений с улучшениями». «Это самая сложная конструктивная деятельность, требующая больше энергии — физической, интеллектуальной, психической и т.д.», — подчеркнул исследователь. . Это может быть, например, работа над собственным «автомобильным проектом». Другими словами, вы даете себе задания с целью самосовершенствования (развития воли, морали и т.д.). Такие трудности носят ярко выраженный конструктивный характер. Это также способ самопознания, изучения собственного потенциала. Например, дети выполняют подтягивания на брусьях, чтобы оценить свою силу и выносливость. Эта самопроверка может быть полезной, даже если самооценка поначалу немного занижена. Люди будут лучше понимать, что еще предстоит сделать. 〜˜ Люди также сами навлекают на себя разрушительные трудности. Например, употребление наркотиков приводит к нездоровому образу жизни. По сути, это автоматическая атака, несмертельная, но жестокая (мы не говорим о самоубийстве). Она основана на эгоистичных мотивах. Чем сложнее будет вашим конкурентам, тем легче будет вам — поймите, что это часть макиавеллистской стратегии (термин происходит от титула «государь» итальянского философа и политика эпохи Возрождения Никколо Макиавелли). Такие препятствия, скорее всего, уничтожат «опытных» (хотя результат может быть и другим; см. ниже). Например, можно ожидать, что кто-то «потопит» конкурента, а тот в итоге получит преимущество). Это касается, например, сложных для детей учебных заданий, занятий в кружках, развивающих определенные навыки. В этом случае трудность «мобилизует» навык. Наконец, диагностические трудности могут помочь людям в образовании, здравоохранении и т.д. Например, тесты и контрольные работы могут помочь оценить знания ученика и определить состояние его здоровья. Например, отслеживая прогресс пациента с подозрением на диабет после стресс-теста (раствор сахара), врачи могут окончательно сформулировать стратегию, как ему помочь. В этом случае возникает альтернативный альтруизм (или альтернативный альтруизм), когда человеком движет неальтруистическая установка помочь кому-то, которая достигается за счет ущемления интересов других, говорит Поддьяков.


Самый сложный случай для других — это приходской альтруизм. Это предполагает защиту «себя» и готовность атаковать «чужаков» (например, террористические акты представляются идеологами и исполнителями как защита от «чужаков»). ) Например, деньги, отложенные на образование одного из членов семьи, могут быть переданы другой семье, нуждающейся в медицинском лечении. Или во время голода, если мать сама отказывается от еды и отдает всю еду одному из двух своих детей, считая, что только один может спастись. ~ Аналогичная логика работает и при спасении раненых во время катастроф. Некоторые из раненых, которых могли бы спасти медицинские службы, получают только паллиативы (обезболивающие средства) и концентрируются на спасении тех, кто более уязвим. Здесь реализуется принцип «меньшего зла», который плохо вписывается в классические моральные концепции. Эти моральные вопросы «рифмуются» с дилеммой в романе Достоевского «Братья Карамазовы», когда Иван Карамазов заявляет, что «высшая гармония» «не стоит ни одной слезинки замученного ребенка». По сути, Достоевский выступает против концепции «меньшего зла». Однако в некоторых ситуациях спасатели могут не найти других вариантов спасения человека. В ситуациях морального выбора, когда имеют место «максимальные» и «минимальные» потери, необходимо искать «мудрые решения». Чтобы понять суть этого, эксперт процитировал высказывание классика современной русской литературы Фазиля Искандера: «Мудрость не должна быть безнравственной. Мудрость — это мудрость, проникнутая совестью». По словам Поддьякова, трудности — это возможность оперировать альтер альтруизмом, приходским альтруизмом. ~Кроме того, существует риск того, что последствия создания трудностей не просчитаны или просчитаны неверно. Низкая самооценка и/или потеря желания учиться. Исследователи также говорили о практике, которая создает «мета-трудности». ‘Придуманные’ негативные сценарии (или контратаки) ~ образы трудности представляют образы морали ~ в целом подчеркивается, что различные человеческие общества и культуры «склонны развивать деятельность, которая в разной степени трудна». Преднамеренное создание людьми конкретного общества друг друга, а также интеллектуальное осмысление и моральная оценка преднамеренно созданных трудностей, похоже, является визитной карточкой этого общества, считают исследователи. В любом случае, его можно использовать для оценки морального статуса конкретного общества.

