

Воспитатели часто задают вопросы о том, как создать жилое пространство, способствующее развитию малыша, и обо всех важных вещах, которые помещаются в небольшом жилом пространстве в столице.
Эксперты детского Монтессори-центра Playades подготовили советы о том, как использовать каждый сантиметр детской комнаты и подготовить жилые помещения в духе Монтессори.
Что нужно знать о принципах организации пространства по Монтессори?
Многие воспитатели считают, что Монтессори-место — это идеально оформленная комната, наполненная новейшими игрушками, но в действительности для развития ребенка гораздо важнее эксплуатационные характеристики предметов, а не их стоимость или эстетическое качество.
Цель создания развивающего пространства для малыша — сформировать его самостоятельность и улучшить его когнитивные навыки, а также навыки саморегуляции и самообслуживания. Для выполнения этих задач совсем не элементарно покупать всевозможные игрушки. Важно, чтобы все предметы, которыми пользуется ребенок, были подобраны и расположены таким образом, чтобы пользоваться ими было легко, приятно и не вызывало беспокойства. безопасность ребенка, даже если он хочет быть независимым.
Все предметы должны соответствовать размеру ребенка
Двухлетнему ребенку около пяти лет по воспитанию, и он должен пользоваться мебелью и предметами быта, предназначенными для взрослых, в обычных жилых помещениях. Представьте, как трудно было бы забраться на пятифутовую швабру, использовать 10-футовую швабру и просить кого-то каждый день фотографировать соответствующий багаж на верхней полке. Проверьте свое собственное жилое пространство и выясните, где вашему ребенку требуется благоприятный объем свежего багажа: в
Прихожая: небольшой стульчик для обуви, вешалка для детской обуви, доступ к полке для обуви внизу, доступ к
Пространство ванной комнаты: низкая раковина или скамейка, чтобы ребенок мог самостоятельно дотянуться до крана, унитаз до и детское сиденье после, место для туалетных принадлежностей в пределах досягаемости ребенка
Кухня: кишечник, подходящий для кормления за общим столом, низкий столик для приготовления пищи или легкая подставка, чтобы ребенок мог дотянуться до полок и ящиков с важными продуктами и кухонной утварью, нетоксичные и безопасные для объема чистящие средства (скатерти для стола и пола, губки для приготовления пищи), закуски (фрукты сушилка для белья, другие закуски), и вода, которую ребенок может попросить без поддержки или роли взрослого
Дети: низкая кровать, полки, ящики, шкаф для одежды, чтобы поднять ребенка, зеркало на уровне глаз ребенка, уголок для творчества
Например, объемные товары можно найти в специальных детских магазинах, а выгодные грузы из «Икеи» или других крупных супермаркетов можно адаптировать следующим образом.
Все предметы должны работать
Дети еще не готовы чувствовать себя комфортно в захламленной среде, поскольку им гораздо проще поддерживать порядок в среде с меньшим количеством предметов. В результате они будут озабочены тем, к чему должен иметь доступ ребенок. К намеченной неделе спрячьте на антресоли все остальное: одежду не по сезону или «на вырост», уже прочитанные или еще слишком сложные для ребенка книги, большие наборы игрушек, лишнюю посуду и утварь. Создайте свои собственные правила.
То, чего добивается малыш, должно играть свою роль в его развитии, а остальное не должно загрязнять жизненное пространство
Выбор необходим, но не излишен
Количество игрушек в ящике для игрушек скорее затрудняет выбор для детей, чем помогает им быть самостоятельными. Для удобства выбора, особенно для малышей дошкольного возраста, они предпочитают иметь одновременно до трех-четырех разных типов, время от времени избавляясь от одного комплекта и приобретая другой. Например, ребенок может выбрать зеленую, синюю или желтоватую футболку, а на следующий день понять, что она красноватая, а не зеленая. Тот же принцип применим к книгам, игрушкам и материалам для творчества. Однако помните, что у детей должно быть как минимум два варианта выбора, поскольку чрезмерное ограничение выбора может их расстроить.
Ограничение количества вещей в детской в любой момент времени облегчает малышам передвижение по комнате и поддерживает порядок. Ассортимент одежды, игрушек и материалов для творчества может быть изменен с учетом возраста и интересов ребенка.
У каждой вещи в детской должно быть удобное место
Часто детям нелегко организовывать вещи, например, из-за отсутствия четко определенного пространства или удобного хранения. Нередко Монтессори-воспитатели используют отдельные коробки для хранения (деревянные, плетеные или бесцветные) для каждого набора. Главный принцип — разместить в пространстве то, что есть, как оно есть.
Рекомендуется распределить места для хранения по темам. Шкаф для одежды с полками для наборов для творчества, носков, белья, одежды на вешалках, зона для развивающих наборов и соломинок для игрушек.
В ванной комнате и на кухне принцип сохраняется. Небольшой лоток на нижней полке вмещает дозатор с зубной пастой, щетками и мылом, а в умывальнике можно хранить чистые полотенца для лица и рук.


На кухне наведите порядок в нижних шкафах для посуды и других детских принадлежностей. Это прочные, плоские тарелки, миски, вилки, ложки, хорошие ножи, полки и другие необходимые предметы.
Найдите подходящее, легкодоступное место для хранения всего, чем пользуется ваш ребенок. Дошкольники должны четко понимать, где взять и вернуть важные предметы. Нередко родители перерисовывают этикетки на предметах на полках и в ящиках. Например, чтобы детям было легче понять, где они находятся.
Несколько слов о дизайне пространства
У маленьких детей еще не сформировались бессознательные интересы из-за всевозможных вычурных деталей и слишком большого количества красочных предметов интерьера. При выборе цветовой палитры для детской комнаты рекомендуется придерживаться пастельных тонов и минимализма. Такую комнату будет легче перестроить по мере развития ребенка, чем красочную комнату принцессы или будущего футболиста. Кроме того, интересы маленьких детей быстро меняются, и подобные выводы, сделанные в ходе проектирования, могут стать неактуальными гораздо раньше, чем предполагалось.
И, наконец, лишние декоративные элементы не только отвлекают мальчиков, но и усложняют уборку детской комнаты, а дети быстро наводят порядок и поддерживают чистоту в комнате самостоятельно. В любом случае, дети должны чувствовать себя комфортно, поэтому обязательно выбирайте предметы с сочетающимися цветами и фактурами, и не забудьте украсить стены детской детскими фотографиями и творческими работами.
Подбор игрушек и развивающих материалов
Рекомендуется, чтобы на детских полках находились предметы разного назначения и направленности, такие как мелкие, закрепляющие двигательные навыки, материалы для развития памяти, зрительных, слуховых, тактильных, мыслительных, рисовальных и музыкальных занятий, книги, головоломки и игрушки, не имеющие четкого определения. Игровые результаты, способствующие свободной игре детей (простые конструкторы, например, деревянные бруски или блоки).
Чтобы облегчить организацию, можно отметить, что упражнения, встречающиеся в центрах Монтессори, имеют одинаковую направленность.
Практические жизненные упражнения поддерживаются серией предметов, объем и материалы которых благоприятны, например, тряпки, веники и совки для уборки, посуда для мытья и губки, веревки и застежки, и другие обычные предметы повседневной жизни.
Сенсорное развитие поддерживается упражнениями с использованием различных органов чувств (например, сенсорные коробки, сортировка материалов разной текстуры, цвета и формы, сыпучие материалы и обычные инструменты).
Упражнения по формированию речи для ознакомления ребенка с чтением и покупками: карточки с изображениями предметов и подписями, детские книжки, буквари и т.д.
Упражнения для развития математических навыков: арифметические деревья, карточки с цифрами и т.д.
Вокруг света: глобусы, карты, карты животных, модели, природные материалы, растения,.
Зоны творчества для детей: рисование, лепка, строительство, материалы для свободной игры.
Представленные варианты должны быть сбалансированы с учетом возрастной ориентации и позволять детям выбирать подходящий для них уровень сложности, подключая новые темы, такие как все более сложные задания, отличные собственные люди и общие материалы. Здесь, с одной стороны, не забывайте следовать интересам ребенка, но и предлагайте малышу новые предметы и новые задания.
Монтессори-педагоги и воспитатели предпочитают игрушки с наименее конкретным способом взаимодействия. Простые гладкие игрушки больше вовлекают ребенка в процесс сочинения, чем поющие или мигающие животные, которые требуют, чтобы их механически трясли или ели. Рекомендуется выбирать игрушки и наборы из натуральных материалов, так как малыши могут узнать о реальном мире только из этих предметов. Лучшие игрушки для малышей могут быть сделаны из обычных природных материалов, таких как шишки, камешки и листья, застывшие на месте.
В полном изложении наши заметки можно перевести на английский экскурсия по детскому саду, созданному по системе Монтессори:.
Выводы
Развивающая среда Монтессори для детей — наименьшее количество предметов и наибольшая простота использования для будущего малыша. Все предметы, доступные малышу, должны быть хорошего объема, соответствовать возрасту ребенка, а развивающие материалы должны подходить по уровню сложности и привлекательности для ребенка. Детям должны быть обеспечены благоприятные условия и мебель, а при выборе игрушек следует учитывать их полезность для ребенка.
Заключение
Несмотря на очевидную простоту организации Монтессори-среды, нередко воспитателям требуется совет педагога, который будет работать по выбранному ими методу.
Приводя своего ребенка в Монтессори-центр «Созвездие», вы получаете не только комплекс развивающих занятий в тщательно продуманной обстановке, но и всестороннюю поддержку со стороны педагогов и психологов, а также советы по обустройству места и распорядку дня. Анализ ребенка на основе его личной ситуации, стандартов семейной жизни и данных о развитии ребенка.
Зарегистрируйтесь сейчас на бесплатный пробный урок в Монтессори-клубе «Плеяды» и познакомьтесь с образом жизни Монтессори и его преподавателями из первых рук. Мы с нетерпением ждем встречи с вами!

